14.04.2021
Алгоритм
действий педагога при работе с детьми, находящимися в кризисном состоянии
(склонными к суицидальному поведению)
1.
Если вы увидели хотя бы один из признаков того, что
ребенок находится в кризисной ситуации, постарайтесь уделить ему внимание и
найти повод чтобы поговорить.
2.
Сохраняйте спокойствие. Вы должны показать ребенку:
то, что с ним происходит для вас важно, и вы готовы ему помочь (например: «Мне
кажется, с тобой что – то происходит – ты не такой, как обычно -
у тебя что – то случилось? Если ты позволишь, я буду рада тебе помочь».)
Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за
помощью – к педагогу – психологу, родителям. Говорите без эмоционального
давления, но уверенно и настойчиво.
3.
После беседы с ребенком следует поговорить с
родителями (в беседе с ребенком скажите ему об этом, обсудите эту ситуацию и
заручитесь его согласием). В беседе с родителями обратите внимание на то, что в
данном случае возможно только спокойное поведение и принятие ребенка, никаких
обвинений и игнорирования изменений в его состоянии и поведении. Убедите
родителей обратиться к психологу.
Как говорить с подростком, размышляющем о суициде
1.
Если вы увидели хотя бы один из
признаков того, что ребенок находится в кризисной ситуации, это уже достаточный
повод для того, чтобы уделить ему внимание и поговорить.
2.
Слова о самоубийстве часто являются криком о
помощи, о том, что подростку тяжело. Поэтому никогда не игнорируйте такие
высказывания. Ребенок, думающий о самоубийстве, ощущает безнадежность,
собственную беспомощность, в сложившейся ситуации, не видит выхода из возникших
трудностей, из болезненного эмоционального состояния.
3.
Внимательно выслушайте подростка.
Подростки очень часто ощущают себя одинокими и переживают из - за того, что не
могут искренне поделиться с кем либо своими чувствами и мыслями. Постарайтесь
понять проблему, скрытую за словами.
4.
Скажите подростку о том, что он
сделал верный шаг, обратившись к вам, приняв вашу помощь. Проявляйте
уверенность в разговоре. Ваша уверенность в себе компетентность и
заинтересованность в судьбе подростка будут эмоциональной опорой для него.
5.
Оцените глубину эмоциональных
переживаний подростка, серьезность его намерений и чувств. Находясь в депрессивном
состоянии, подросток может скрывать свои
проблему и не показывать чувства.
6.
Аккуратно спросите подростка, не
думает ли он о самоубийстве. Такой вопрос дает
возможность подростку открыто рассказать
о своих проблемах.
7.
Задавайте вопросы, спрашивая о
тревожащей ситуации, и том какая помощь необходима. Спросите сможете ли вы ему
помочь, и как с его точки зрения это лучше сделать.
8.
В разговоре с подростком не утверждайте и не настаивайте на том, что
ситуация проста и ему живется лучше других. Остерегайтесь высказываний «У всех
есть такие же проблемы». Они заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным
и незначимым. При этом подчеркните временный характер затруднений.
9.
Пытаясь отговорить подростка от
самоубийства, не акцентируйте внимание на чувстве совести и долга (подумай о
родителях, учителях). Сделайте упор на положительные и сильные стороны личности
подростка, которые он может использовать, чтобы преодолеть возникшие
затруднения.
10.
Старайтесь вселить в подростка
надежду, направленную на укрепление его сил и возможностей, с опорой на сильные
стороны его личности.
11.
Постарайтесь совместно с
подростком найти альтернативные
способы решения проблемы.
12.
Свяжитесь с родителями подростка и поделитесь
своими наблюдениями.
13.
Старайтесь не оставлять подростка
в одиночестве.