14.04.2021
Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как временная, создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность.
Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его семьи можно по источнику возникновения, по основаниям, по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций. Классификация позволяет осуществить адресность педагогической поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным ребенком.
Дети являются самой незащищенной, уязвимой категорией людей. В младшем школьном возрасте, травмированные дети имеют высокие показатели личностной тревожности.
У ребенка еще не сформированы устойчивые защитные механизмы, помогающие выжить в сложной жизненной ситуации, поэтому он находится на гране срыва, испытывает панический страх от неизвестности и угрозы жизни, и в итоге, теряет контакт с реальностью, остро переживая психопатические реакции. Беспомощность, боль и растерянность часто толкают ребенка на неадекватные формы поведения, которые шокируют, удивляют и вынуждают взрослых задуматься.
Окружающий мир для травмированного ребенка представляет угрозу, враждебность, поэтому он в большей степени сосредоточен на себе.
Школьник, испытавший психологическую травму, обычно считает более привычным беспорядок вокруг себя и внутри себя. Он будет сопротивляться любым изменениям, нарушающим привычные жизненные представления и нормы поведения.
Психологический портрет ребенка, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, как правило, может включать в себя следующие особенности:
утомленный, сонный вид;
санитарно-гигиеническая запущенность;
склонность к лжи;
привлечение внимания к собственной персоне любым способом, в том числе в неуемной потребности в ласке и внимании;
проявление агрессивности и импульсивности, которые часто
меняются апатией и подавленным состоянием;пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, обусловленная низкой самооценкой;
проявление агрессивности, тревожности детей, что сказывается
на их отношении с другими людьми; скрытность, избегание сверстников;негативизм, боязнь взрослых, предпочтение общения только с
маленькими детьми, а не с ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой.
Таков психологический портрет ребенка, оказавшегося в сложной, жизненной ситуации. Как же ему помочь? Что нужно делать учителю, классному руководителю, когда его ученик оказался в такой ситуации?
Как педагог вы должны побеседовать с ребенком для выяснения ситуации и определения характера дальнейших ваших действий. Во время беседы придерживайтесь следующих рекомендаций:
Избегать вопросов, на которые можно дать односложный ответ;
Если ребенок говорит фрагментарно, недостаточно подробно, можно возвращаться к тому или иному эпизоду отдельно. При этом надо избегать концентрации на самых травматических моментах;
Избегать специальных терминов, грамматически сложных вопросов
Избегайте вопросов «почему?»
Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Помощь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации оказывать очень трудно, в силу сплетённости разных проблем: выработанного у ребенка недоверия к окружающим, нарушенной мотивации к продуктивной деятельности и привычного чувства своей несостоятельности, с одной стороны, и сформированного отрицательного отношения окружающих к их поведению, внешнему виду и способностям, с другой.
Если при плохо заботящихся родителях детям удается удержаться в школе, получить помощь и поддержку учителей, то вне зависимости от успеваемости жизнь их становится более структурированной. Так или иначе, у детей, которые посещают школу, формируются навыки регулярной продуктивной деятельности и нормального взаимодействия со сверстниками.
Рекомендации учителю:
Очень важно детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, стимулировать принимать участие во внеклассной, внеурочной работе, занятиях в кружках, секциях, в походах, экскурсиях, культпоходах в театры, музеи, кинотеатры.
С целью профилактики разъяснять опасность насилия, ориентировать детей на то, чтобы, находясь в трудной жизненной ситуации, они в любой момент обращались за помощью к педагогу и психологу.
В работе с такими детьми нужно применять гуманистический стиль педагогического общения – принятие ученика, ровное, терпеливое отношение к нему.