положение об индивидуальном проекте 10-11 кл

1

ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Для учителей
Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс
образовательного учреждения для развития познавательных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве,
развития их критического мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

I.

Содержательный раздел

1. Выбор темы
•
•
•
•

Обучающиеся сами выбирают тему проекта как из перечня предлагаемых тем, так и сами могут
сформулировать ее;
Тема проекта должна быть утверждена методическим советом школы;
Формулировка основополагающего вопроса по теме;
Обсуждение основополагающего вопроса и вопросов учебной темы, на которые учащиеся
должны ответить в результате работы над проектом.

2. Направление проекта, тип, вид.
•
•

•
•

Информационный или исследовательский проект, целью которого является сбор информации,
исследование какой-либо проблемы.
Практико-ориентированный, продукционный проект, имеющий на выходе конкретный продукт.
Проект направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь
какой-то идеи.
Творческий проект, направленный на создание какого-то творческого продукта.
Социальный проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и
населения.

3. Продукт проекта
•
•

•
•

Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о
проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт и др.);
Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства,
экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения,
инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации и др.;
Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
Отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и
мультимедийные продукты.

4. Назначение руководителя
Обучающиеся сами выбирают руководителя проекта из числа учителей МОБУ «СОШ № 3»

2

5. Координатор проектов
В качестве координатора всех проектов выступает заместитель директора по учебной работе.
В задачу координатора входит:
• Организация консультаций и оказание методической помощи учителям школы в ходе
выполнения проектов;
• Ведение мониторинга качества обученности обучающихся;
• Установка необходимого для проектной деятельности программного обеспечения;
• Контроль своевременности выполнения этапов проектов и предоставления информации в
учебную часть.

6. Этапы проекта:
•
•

Подготовка
Формулировка темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;
Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;

•
•
•
•
•

Планирование
Определение источников необходимой информации;
Определение способов сбора и анализа информации:
Определение способа представления результатов (формы проекта);
Установление процедур и критериев оценки результатов проекта;
Распределение задач (обязанностей) между участниками проекта.

•
•
•

Выполнение проекта
Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения,
эксперименты и т.п.);
Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;
Выбор оптимального варианта хода проекта;
Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

•
•

Выводы
Анализ информации;
Формулирование выводов.

•

Обобщающий этап: оформление результатов.
Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов.

•

•
•

Подготовка к публичной защите проектов.
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов
(возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов,
письменный отчет);
Генеральная репетиция публичной защиты проектов;
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Представление (защита) проекта и оценка его результатов
3

•

•

•
•

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов
(возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов,
письменный отчет);
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Заключительный этап:
Публичная защита проектов осуществляется на школьной конференции.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией
представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и
отзыва руководителя.

7. Сроки выполнения проекта
Проект должен быть выполнен в течение одного года в 10 или 11 классах не позднее апреля
текущего учебного года.
• Подготовка - сентябрь месяц;
• Планирование - первая декада октября;
• Выполнение проекта - октябрь-март месяц;
• Оформление результатов - первая декада апреля;
• Доработка проектов и подготовка к публичной защите индивидуального образовательного
проекта – первая декада апреля;
• Защита проектов – конец апреля.

8. Промежуточный контроль:
•

Подготовка и планирование (черновой вариант может быть бумажным или электронным - на
усмотрение учащегося) - вторая декада октября;
• Результаты работы над проектом (черновой вариант может быть бумажным или электронным на усмотрение учащегося) - январь - февраль;
• Предзащита проекта - первая декада апреля.

II.

Требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта

1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать

•

•
•
•

содержание проекта.
2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист (см приложение), оглавление, введение,
основную часть, заключение, список литературы. Введение включает в себя ряд следующих
положений:
Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже
известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях.
На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект.
На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;
Устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над
проектом;
Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
Завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая
4

значимость».

3. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило,
содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).
4. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели,
решены ли задачи.
Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
• Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman (полужирный для
заголовка), размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк - 1,5. Размер полей: верхнее 2 см, нижнее - 2,5 см, левое - 3 см, правое – 1,5 см. Отступ (абзац) -1,25, нумерация страниц по
центру.
• Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

•
•
•

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого
посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение)
начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

5. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен
быть менее 10 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений - арабскими
цифрами.
6. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил
цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы
(плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
7. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в
алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания,
наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то
указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера
страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной
источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

III. Оценивание индивидуального образовательного проекта
1. Общие критерии оценки проектной работы
•

•

Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы, которая
проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая
поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели,
макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку
сформированности познавательных учебных действий.
Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть
содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий.
5

•

Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях.
• Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и
оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на
вопросы.
2. Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта:
Выбор темы.
При выборе темы учитывается:
• Актуальность и важность темы;
• Научно-теоретическое и практическое значение;
• Степень освещенности данного вопроса в литературе.
Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и
совершенствования процесса обучения.
Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать
слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической
деятельности.
Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить.
Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми.
Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям.
Планирование, определение последовательности и сроков работ.
Проведение проектных работ или исследования.
Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены,
проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным.
Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то,
что было открыто или выявлено автором исследования.
Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования.
Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого
лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении
(«рассматривается», «определяется» и т.п.).
В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна
быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и
грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна
Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли
она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть
выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество
работы.
2. Представление результатов в соответствующем использованию виде.
3. Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность.
4. Собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация.
Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные
результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в
выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и
самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы,
которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской
деятельности.
Оценка содержательной части проекта в баллах:
• 2 балла - ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях;
(отдельно за каждый из девяти представленных выше критериев);
• 1 балл - имеют место;
• 0 баллов - отсутствуют.
Итого 18 баллов - максимальное число за всю содержательную часть проекта.
6

В заключительно части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей.
IV. Процедура защиты проекта
Презентация и защита индивидуальных проектов проводится в конце апреля на школьной
конференции.
Для проведения конференции создаётся специальная комиссия, в состав которой могут
входить учителя, члены научного общества учащихся, педагоги дополнительного образования,
педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные
работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек.
Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов назначается приказом директора
МОБУ «СОШ № 3».
Специальная комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного
обучающегося, дает оценку выполненной работы
Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает
актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы
комиссии.
Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания
проекта и критерии оценки защиты проекта. Критерии оценки защиты проекта:
№п/п
1.

Критерий
Качество доклада

Оценка (в баллах)

1 - доклад зачитывается
2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы
3 - доклад пересказывается, суть работы объяснена
4 - кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом
5 - доклад производит очень хорошее впечатление
2.

3.

4.

1 - нет четкости ответов на большинство вопросов
Качество ответов на 2 - ответы на большинство вопросов
вопросы
3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано
Использование
демонстрационно го
1 - представленный демонстрационный материал не используется
материала
в докладе
2 - представленный демонстрационный материал используется в
докладе
3 - представленный демонстрационный материал используется в
докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется
Оформление
демонстрационно го
1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал,
материала
2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть
отдельные претензии
3 - к демонстрационному материалу нет претензий

Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 14 баллов.
Итоговый балл за содержание и защиту проекта - 32 балла:
27-32 балла - отлично
21-26 баллов - хорошо
17-20 баллов - удовлетворительно
16 баллов и менее – неудовлетворительно

7

Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков проектной
деятельности
Критерий
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Самостоятельное

Работа в целом
Работа в целом свидетельствует о
свидетельствует о способности
способности самостоятельно ставить
самостоятельно с опорой на
проблему и находить пути её решения;
помощь руководителя ставить
продемонстрировано свободное
проблему и находить пути её
владение логическими операциями,
решения; продемонстрирована
навыками критического мышления,
способность приобретать новые
умение самостоятельно мыслить;
знания и/или осваивать новые
продемонстрирована способность на
способы действий, достигать более этой основе приобретать новые знания
глубокого понимания изученного и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого
понимания проблемы
Продемонстрировано понимание
содержания выполненной работы.
В работе и в ответах на вопросы по
содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки

Продемонстрировано понимание
содержания выполненной работы.
В работе и в ответах на вопросы по
содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки

Продемонстрировано
свободное
владение
предметом
проектной
деятельности. Ошибки отсутствуют

Работа тщательно спланирована и
реализована,
Продемонстрированы
навыки последовательно
пройдены
все
определения темы и планирования своевременно
необходимые
этапы
обсуждения
и
работы. Работа доведена до конца
и
представлена
комиссии; представления.
некоторые этапы выполнялись под Контроль и коррекция осуществлялись
контролем и при поддержке самостоятельно
руководителя.
При
этом
проявляются отдельные элементы
самооценки
и
самоконтроля
обучающегося

8

Коммуникация

Продемонстрированы навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки простой презентации.
Автор отвечает на вопросы

Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все мысли
выражены ясно, логично,
последовательно, аргументированно.
Работа/сообщение вызывает интерес.
Автор свободно отвечает на вопросы

Документация
Для руководителя проекта
• Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося;
• Общие сведения;
№ п/п
ФИО ученика
Тема проекта
Итоговая оценка
руководителя
проекта

Подпись

1.
2.
Руководитель проекта передает заключение на выполненную работу комиссии до начала
защиты проекта.
Для классного руководителя
• Лист ознакомления родителей;
№ п/п
ФИО ученика
Тема проекта
Дата защиты Подпись
родителей
Дата
выполнения
проекта
1.
2.
• Результаты итоговой оценки индивидуального проекта.
Классный руководитель после защиты проекта выставляет итоговую оценку в классный
журнал.
V.
Права и ответственность сторон
Руководитель индивидуального проекта должен:
• Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному
образовательному проекту;
• Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы,
источники необходимой информации;
• Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному
проекту;
• Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и
представления результатов исследования;
• Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению
индивидуального образовательного проекта.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
9

• Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
• Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;
• Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков
реализации плана индивидуального образовательного проекта.
Обучающийся должен:
• Выбрать тему индивидуального образовательного проекта;
• Посещать занятия по индивидуальному образовательному проекту;
• Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального
образовательного проекта:
• Подготовить публичный отчет о проделанной работе.
Обучающийся имеет право:
• На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе
выполнения индивидуального образовательного проекта;
• Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы
школы.

10

Приложение

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Дальнегорска с. Рудная Пристань

Индивидуальный проект

Тема. ______________________________________________________
по предмету (ам) __________________________

Выполнил (а): _______________________ ,
ученик (ца) __________________________
Руководитель: _______________________ ,
учитель ____________________________
(подпись руководителя)

11

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».