1 ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Для учителей Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения для развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития их критического мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. I. Содержательный раздел 1. Выбор темы • • • • Обучающиеся сами выбирают тему проекта как из перечня предлагаемых тем, так и сами могут сформулировать ее; Тема проекта должна быть утверждена методическим советом школы; Формулировка основополагающего вопроса по теме; Обсуждение основополагающего вопроса и вопросов учебной темы, на которые учащиеся должны ответить в результате работы над проектом. 2. Направление проекта, тип, вид. • • • • Информационный или исследовательский проект, целью которого является сбор информации, исследование какой-либо проблемы. Практико-ориентированный, продукционный проект, имеющий на выходе конкретный продукт. Проект направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи. Творческий проект, направленный на создание какого-то творческого продукта. Социальный проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения. 3. Продукт проекта • • • • Продуктом проектной деятельности может быть любая из следующих работ: Письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт и др.); Художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; Отчётные материалы по социальному проекту, могут включать в себя как тексты, так и мультимедийные продукты. 4. Назначение руководителя Обучающиеся сами выбирают руководителя проекта из числа учителей МОБУ «СОШ № 3» 2 5. Координатор проектов В качестве координатора всех проектов выступает заместитель директора по учебной работе. В задачу координатора входит: • Организация консультаций и оказание методической помощи учителям школы в ходе выполнения проектов; • Ведение мониторинга качества обученности обучающихся; • Установка необходимого для проектной деятельности программного обеспечения; • Контроль своевременности выполнения этапов проектов и предоставления информации в учебную часть. 6. Этапы проекта: • • Подготовка Формулировка темы учебного проекта и тем исследований обучающихся; Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы; • • • • • Планирование Определение источников необходимой информации; Определение способов сбора и анализа информации: Определение способа представления результатов (формы проекта); Установление процедур и критериев оценки результатов проекта; Распределение задач (обязанностей) между участниками проекта. • • • Выполнение проекта Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.); Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта; Выбор оптимального варианта хода проекта; Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта. • • Выводы Анализ информации; Формулирование выводов. • Обобщающий этап: оформление результатов. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних» экспертов. • • • Подготовка к публичной защите проектов. Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет); Генеральная репетиция публичной защиты проектов; Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Представление (защита) проекта и оценка его результатов 3 • • • • Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет); Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Заключительный этап: Публичная защита проектов осуществляется на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. 7. Сроки выполнения проекта Проект должен быть выполнен в течение одного года в 10 или 11 классах не позднее апреля текущего учебного года. • Подготовка - сентябрь месяц; • Планирование - первая декада октября; • Выполнение проекта - октябрь-март месяц; • Оформление результатов - первая декада апреля; • Доработка проектов и подготовка к публичной защите индивидуального образовательного проекта – первая декада апреля; • Защита проектов – конец апреля. 8. Промежуточный контроль: • Подготовка и планирование (черновой вариант может быть бумажным или электронным - на усмотрение учащегося) - вторая декада октября; • Результаты работы над проектом (черновой вариант может быть бумажным или электронным на усмотрение учащегося) - январь - февраль; • Предзащита проекта - первая декада апреля. II. Требования к содержанию, оформлению и предъявлению проекта 1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать • • • • содержание проекта. 2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист (см приложение), оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы. Введение включает в себя ряд следующих положений: Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема; Устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом; Формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели; Завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая 4 значимость». 3. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический). 4. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ: • Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом Times New Roman (полужирный для заголовка), размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк - 1,5. Размер полей: верхнее 2 см, нижнее - 2,5 см, левое - 3 см, правое – 1,5 см. Отступ (абзац) -1,25, нумерация страниц по центру. • Титульный лист считается первым, но не нумеруется. • • • Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. 5. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть менее 10 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений - арабскими цифрами. 6. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 7. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы). III. Оценивание индивидуального образовательного проекта 1. Общие критерии оценки проектной работы • • Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы, которая проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 5 • Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. • Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. 2. Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта: Выбор темы. При выборе темы учитывается: • Актуальность и важность темы; • Научно-теоретическое и практическое значение; • Степень освещенности данного вопроса в литературе. Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и совершенствования процесса обучения. Научно-теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной практической деятельности. Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить. Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми. Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям. Планирование, определение последовательности и сроков работ. Проведение проектных работ или исследования. Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены, проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным. Изложение мысли должно быть понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено автором исследования. Оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования. Форма работы должна соответствовать содержанию. Не принято писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.). В работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной, пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен, речь выразительна Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности. Перегрузка «эффектами» ухудшает качество работы. 2. Представление результатов в соответствующем использованию виде. 3. Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая активность. 4. Собранность, аккуратность, целеустремленность, высокая мотивация. Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. Оценка содержательной части проекта в баллах: • 2 балла - ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях; (отдельно за каждый из девяти представленных выше критериев); • 1 балл - имеют место; • 0 баллов - отсутствуют. Итого 18 баллов - максимальное число за всю содержательную часть проекта. 6 В заключительно части делается вывод о том, достиг ли проект поставленных целей. IV. Процедура защиты проекта Презентация и защита индивидуальных проектов проводится в конце апреля на школьной конференции. Для проведения конференции создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, члены научного общества учащихся, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х и более 7 человек. Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов назначается приказом директора МОБУ «СОШ № 3». Специальная комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного обучающегося, дает оценку выполненной работы Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии. Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта и критерии оценки защиты проекта. Критерии оценки защиты проекта: №п/п 1. Критерий Качество доклада Оценка (в баллах) 1 - доклад зачитывается 2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы 3 - доклад пересказывается, суть работы объяснена 4 - кроме хорошего доклада владение иллюстративным материалом 5 - доклад производит очень хорошее впечатление 2. 3. 4. 1 - нет четкости ответов на большинство вопросов Качество ответов на 2 - ответы на большинство вопросов вопросы 3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано Использование демонстрационно го 1 - представленный демонстрационный материал не используется материала в докладе 2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе 3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется Оформление демонстрационно го 1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал, материала 2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть отдельные претензии 3 - к демонстрационному материалу нет претензий Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 14 баллов. Итоговый балл за содержание и защиту проекта - 32 балла: 27-32 балла - отлично 21-26 баллов - хорошо 17-20 баллов - удовлетворительно 16 баллов и менее – неудовлетворительно 7 Кроме того комиссия дает заключение об уровне сформированности навыков проектной деятельности Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Повышенный Самостоятельное Работа в целом Работа в целом свидетельствует о свидетельствует о способности способности самостоятельно ставить самостоятельно с опорой на проблему и находить пути её решения; помощь руководителя ставить продемонстрировано свободное проблему и находить пути её владение логическими операциями, решения; продемонстрирована навыками критического мышления, способность приобретать новые умение самостоятельно мыслить; знания и/или осваивать новые продемонстрирована способность на способы действий, достигать более этой основе приобретать новые знания глубокого понимания изученного и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют Работа тщательно спланирована и реализована, Продемонстрированы навыки последовательно пройдены все определения темы и планирования своевременно необходимые этапы обсуждения и работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; представления. некоторые этапы выполнялись под Контроль и коррекция осуществлялись контролем и при поддержке самостоятельно руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося 8 Коммуникация Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы Документация Для руководителя проекта • Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося; • Общие сведения; № п/п ФИО ученика Тема проекта Итоговая оценка руководителя проекта Подпись 1. 2. Руководитель проекта передает заключение на выполненную работу комиссии до начала защиты проекта. Для классного руководителя • Лист ознакомления родителей; № п/п ФИО ученика Тема проекта Дата защиты Подпись родителей Дата выполнения проекта 1. 2. • Результаты итоговой оценки индивидуального проекта. Классный руководитель после защиты проекта выставляет итоговую оценку в классный журнал. V. Права и ответственность сторон Руководитель индивидуального проекта должен: • Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту; • Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации; • Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту; • Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования; • Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта. Руководитель индивидуального проекта имеет право: 9 • Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы; • Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы; • Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта. Обучающийся должен: • Выбрать тему индивидуального образовательного проекта; • Посещать занятия по индивидуальному образовательному проекту; • Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального образовательного проекта: • Подготовить публичный отчет о проделанной работе. Обучающийся имеет право: • На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта; • Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы школы. 10 Приложение Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Дальнегорска с. Рудная Пристань Индивидуальный проект Тема. ______________________________________________________ по предмету (ам) __________________________ Выполнил (а): _______________________ , ученик (ца) __________________________ Руководитель: _______________________ , учитель ____________________________ (подпись руководителя) 11 15