Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся в рамках реализации ФГОС СОО

ПРИНЯТО
на заседании педагогического
совета
протокол №1 от 29.08.2024г

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ «СОШ № 3»»
/ Н.И. Попова
Приказ № 62а от 30.08.2024г

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СОО

I. Общие положения
1.
Положение об индивидуальном проекте (далее - ИП) обучающихся в рамках реализации
ФГОС СОО (далее - Положение) регламентирует деятельность муниципального
общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3»
г Дальнегорска с Рудная Пристань (далее – МОБУ «СОШ № 3») по организации подготовки,
реализации и защиты индивидуального проекта обучающимися, устанавливает единые
требования для его выполнения.
2.
Положение разработано в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 N 732 "О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования");
 Основной образовательной программой среднего общего образования
МОБУ «СОШ № 3»
3.
ИП является объектом оценки личностных, метапредметных и предметных результатов,
полученных обучающимися в ходе освоения ООП СОО.
4.
ИП представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного
или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов
деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность (познавательную, практическую, учебн о-исследовательскую, конструкторскую,
социальную, художественно-творческую и иную).
5.
Выполнение ИП обязательно для каждого обучающегося, занимающегося по ФГОС
СОО.
ИП является обязательной формой обучения и входит в перечень обязательных учебных
предметов.
6.
ИП выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени,
специально отведенного учебным планом. Обучающийся обязан выполнить один итоговый
индивидуальный проект.
7.
Защита ИП является одной из обязательных составляющих материалов системы
внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся.
II. Цель индивидуального проекта
Формирование способности и готовности обучающихся:

 к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и
интеграции;
 к сотрудничеству и коммуникации;
 к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных
решений в практику;
 к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
 способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
 к определению профессионального выбора.
III. Требования к подготовке индивидуального проекта
1. Учащиеся вправе самостоятельно выбрать тему, руководителя ИП;
2. Руководителем индивидуального проекта может быть любой педагогический работник
МОБУ «СОШ № 3»;
3. На одного руководителя ИП допускается не более двух работ;
4. Темы индивидуальных проектов утверждаются приказом директора школы на
основе заявления обучающегося. (Приложение №1).
5. Каждым обучающимся совместно с руководителем разрабатывается индивидуальный
план выполнения проекта (Приложение №2)
IV. Классификация проектов
1. Индивидуальный проект может быть представлен в виде разработанного учебного
проекта - исследовательского, практико-ориентированного, социального, информационного,
творческого, конструкторского, игрового или ролевого, прикладного, инновационного,
инженерного.
2. Структура исследовательского проекта включает в себя выдвижение гипотезы (по
необходимости) с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный
эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.
3. Социальный проект нацелен на решение социальных задач, отчетные материалы по
социальному проекту включают как тексты, так и графические и мультимедийные продукты,
видео-, фото- и аудиоматериалы.
4. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или
явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
Выходом проекта может быть публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет.
5. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к
его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации,
спортивные игры, видеофильмы и др.
6. Конструкторский проект - материальный объект, макет, иное конструкторское изделие, с
полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения.
7. Результатом (продуктом) проектной деятельности также может быть:
 письменная работа (аналитические материалы, обзорные материалы, стендовый доклад);
 художественная творческая работа (в области литературы, музыки, ИЗО, экранных
искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения;
 изделия ручной работы;
 ИКТ - продукт.

V. Требования к содержанию ИП
1. Структура индивидуального проекта:
Структура
Требования к содержанию
Титульный лист
Содержит:
• наименование образовательной организации, где выполнена
работа;
• тема работы;
• фамилия, имя и отчество автора;
• фамилия, имя и отчество руководителя, должность;
• населенный пункт, год.(приложение 5)
Оглавление
Включает:
• наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц,
на которых размещается материал.
План выполнения Включает:
проекта
• короткое перечисление этапов и сроки их выполнения.
Введение
Содержит:
(вступление)
• актуальность - оценку современного состояния решаемой
(рекомендуемый
проблемы или задачи;
объем 1-2
• проблема - обоснование необходимости проведения работы;
страницы)
• цель, задачи;
• объект исследования;
• предмет исследования;
• гипотеза (по необходимости);
• методы исследования;
• планируемый результат (продукт).
Основная часть
Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по
конкретной исследуемой теме:
(не более 10-15
страниц)
• Научная (теоретическая) часть работы содержит краткий анализ
автора прочитанной литературы по данной теме, описывает
процессы или явления, которые иллюстрируют основное
содержание и непосредственно относятся к экспериментальной
части работы.
• Практическая часть и ее анализ (эксперимент, анализ текста,
опрос, процесс изготовления изделия и пр.).
Теоретическая и практическая части должны завершаться
краткими выводами по результатам выполненной работы.
Автор в работе должен делать ссылки на авторов и источник, из
которого он заимствует материалы. Выписки из прочитанного
должны быть полными и точными, т.е. цитата и её
библиографическое описание (в случае использования).
Заключение
Заключение содержит подведение итогов выполненной работы: что
планировали, какую цель ставили, все ли задачи выполнены,
использованы ли предполагаемые методы и приемы, все ли этапы
проекта завершены, получен ли результат и как он соотносится с
целью.
Список
Должен содержать перечень источников, использованных при

литературы
Приложения

Мультимедийная
презентация

написании работы (с выходными данными).
Содержит материалы (фото-, видео-материалы (на электронном
носителе, в виде электронной ссылки), графики, диаграммы, анкеты
и т. д.) и нумеруется по порядку. В печатном виде на отдельном
листе, обозначается курсивом Приложение 1, выравнивание по
правому краю.
Содержит
основные
положения
и
результаты
проекта
(исследовательской работы).
Выполнение требований к оформлению (Приложение 6)

2. Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования, ссылок на
различные источники. Оформление печатной работы должно соответствовать ГОСТ 2.105 -95
«ЕСКД. Общие требования к текстовым документам». В случае заимствования текста работы
(плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Ссылки могут быть:
1.Внутритекстовые, когда в скобках указывается номер по списку источников и литературы,
страницы [10, с.44] – что означает источник №10 по списку, страница 44.
2. Подстрочными, когда ссылки даются сносками внизу страницы с использованием
нумерации арабскими цифрами. Нумерация может быть общая для всей работы. Если в
одной ссылке необходимо указать несколько источников, они отделяются друг от друга
точкой с запятой [10, с.44; 13, с 178-179].
VI. Требования к оформлению ИП
Оформление печатного текста - формат А4, шрифт – Times New Roman, размер – 13
(12 для таблиц).
Оформление страниц:
- интервал между строк – 1,15, с выравниванием по ширине.
- Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 2,5 см., левое – 3см., правое – 1,5 см, отступ
первой строки 1,25.;
- номер страницы наносится на нижнем поле листа справа, пишется арабскими
цифрами без знаков препинания (точки)
- счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются.
Оформление списка использованной литературы:
- список литературы оформляется в алфавитной последовательности;
- в нём указывается: Ф.И.О. автора, название книги, место издания, издательство, год
издания.
Таблицы, схемы, чертежи, графики, имеющиеся в тексте, а также возможные
приложения нумеруются каждый в отдельности. Они должны иметь название и ссылку на
источник данных, а при необходимости и указание на масштабные единицы.
В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением
общепринятых аббревиатур).
VII. Требования к защите проекта
Защита индивидуального проекта осуществляется в конце учебного года в соответствии
с графиком выполнения проекта.
За 5 рабочих дней до защиты проекта обучающийся(еся) предоставляет ИП в
распечатанном и оформленном в соответствии с критериями виде председателю комиссии по
защите ИП.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией
представленного продукта, презентации проекта обучающимися. Для проведения конференции
создаётся специальная комиссия, в состав которой входят педагогические работники,
представители администрации образовательной организации. Количество членов комиссии - не

менее 5-и человек. Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов назначается
приказом директора школы.
Специальная комиссия оценивает уровень проектной деятельности конкретного
обучающегося, дает оценку выполненной работы.
Процедура защиты состоит в устном выступлении обучающегося (не более 10 минут),
который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют
ответы на вопросы комиссии.
Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки
содержания проекта и критерии оценки защиты проекта.
Защита ИП состоит из двух этапов: предзащита и защита. На этапе предзащиты
обучающемуся предоставляется возможность защитить проект и получить отметку.
Обучающиеся, получившие рекомендации по доработке проекта, заслушиваются на этапе
защиты.
VIII. Критерии оценки индивидуального проекта.
8.1 Общие критерии оценки проектной работы
Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблемы, которая
проявляется в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая
поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета,
объекта, творческого решения и.т.п.. Данный критерий в целом включает оценку
сформированности познавательных учебных действий.
Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий
в трудных ситуациях.
Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и
оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на
вопросы.
8.2 Критерии оценки отдельных этапов выполнения проекта
Критерии оценки содержательной части проекта
Критерий
Актуальность темы
Теоретическое обоснование
Проведение проектных работ или
исследования
Степень освещенности данного вопроса
Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям
Планирование, определение последовательности сроков работ
Практическое значение
Оформление результатов работ в соответствии с требованиями
настоящего Положения

Оценка в баллах
0-2 б
0-2 б
0-2 б
0-2 б
0-2 б
0-2 б
0-2 б
0-2 б

Оценка содержательной части проекта в баллах:
2 балла – ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях;
(отдельно за каждый из девяти представленных выше критериев).
1 балл - имеют место;
0 баллов - отсутствуют.

Итого 16 баллов - максимальное число за всю содержательную часть проекта.
Актуальность темы определяется тем, отвечает ли она проблемам развития и
совершенствования процесса обучения.
Теоретическое и практическое значение темы определяется тем, что она может дать
слушателю, т.е. могут ли изложенные вопросы быть использованы в его повседневной
практической деятельности: целеполагание, формулировка задач, которые следует решить.
Цели должны быть ясными, четко сформулированными и реальными, т.е. достижимыми.
Излагая конкретные данные, нужно доказывать и показывать, как они были получены,
проверены, уточнены, чтобы изложение было достоверным. Изложение мысли должно быть
понятным, правильно сформулированным и показывать то, что было открыто или выявлено
автором исследования.
8.3 Оформление результатов работ.
Форма работы должна соответствовать содержанию. В работе должна прослеживаться
научность и литературность языка. Письменная речь должна быть орфографически грамотной,
пунктуация соответствовать правилам, словарный и грамматический строй речи разнообразен,
речь выразительна.
Культура оформления определяется тем, насколько она аккуратно выполнена, содержит
ли она наглядный материал (рисунки, таблицы, диаграммы и т.п.). В оформлении работы
должен быть выдержан принцип необходимости и достаточности.
Итогами
проектной
и
исследовательской
деятельности
следует
считать
интеллектуальное, личностное развитие, предметные результаты обучающихся, рост их
компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения
сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой,
исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности
(неуспешности) исследовательской деятельности.
Критерии оценки защиты проекта
№

Критерий

1.

Качество доклада

2.

Качество ответов на
вопросы

3.

Использование
демонстрационного
материала

Оценка (в баллах)
1 - доклад зачитывается;
2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы;
3 - доклад пересказывается, суть работы объяснена;
4 - кроме знания доклада - владение иллюстративным
материалом;
5 – выступающий свободно владеет содержанием, ясно и
грамотно излагает суть работы, отвечает на вопросы,
использует весь сопутствующий материал.
1 - нет четкости ответов на большинство вопросов;
2 - ответы на большинство вопросов;
3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументированно.
1 - представленный демонстрационный материал
неиспользуется в докладе;
2 - представленный демонстрационный
материалиспользуется в докладе;
3 - представленный демонстрационный
материалиспользуется в докладе, информативен, автор
свободно в нем ориентируется.

Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 11 баллов.
Итоговый балл за содержание и защиту проекта - 29 балла
Итоговая оценка индивидуального проекта осуществляется на основе пятибалльной системы

оценивания, учитывая критерии в соответствии с уровнями сформированности навыков
проектной деятельности.
25-29 балла — оценка «5» (отлично)
20-24 баллов – оценка «4» (хорошо)
14-19 баллов – оценка «3» (удовлетворительно)
13 баллов и менее – оценка «2» (неудовлетворительно).
(Приложение 4)
IX. Контроль выполнения индивидуальных проектов
8.1.
Ответственность за выполнение индивидуальных проектов возлагается на
руководителей проектов, которые отчитываются на заседании методического совета о
выполнении индивидуальных проектов учащимися.
Руководитель индивидуального проекта должен:
• оказать помощь обучающимся в определении темы индивидуального проекта,
подготовке индивидуального плана выполнения проекта, соответствующую документацию
(Приложение 2);
• совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы,
источники необходимой информации;
•
мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному
образовательному проекту;
•
оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики,
формирования и представления результатов исследования;
•
контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению
индивидуального образовательного проекта.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
• требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
•
использовать в своей работе имеющиеся в образовательной организации
информационные ресурсы;
• обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков
реализации плана индивидуального образовательного проекта.
Обучающийся должен:
• совместно с руководителем проекта выбрать тему индивидуального проекта, которая
утверждается приказом директора школы на основании представленного обучающимся
заявления, подготовить индивидуальный план выполнения проекта;
• посещать консультации и занятия по метапредметному курсу «Индивидуальный
проект»;
•
ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя
индивидуального проекта;
• подготовить и осуществить защиту индивидуального проекта.
Обучающийся имеет право:
• на консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе
выполнения индивидуального проекта;
• использовать для выполнения индивидуального проекта ресурсы школы.
Классный руководитель должен ознакомить родителей обучающихся с темой ИП, датой
выполнения ИП, датой защиты ИП (Приложение 3).
8.2. Контроль и организация работы по индивидуальным проектам возлагается на
заместителя по учебно-воспитательной работе в соответствии с должностными обязанностями

Приложение 1
1. Документация для обучающихся
Директору МОБУ «СОШ № 3»
от обучающегося

ЗАЯВЛЕН ИЕ
1. Прошу Вас утвердить тему индивидуального проекта:

(указывается полное название темы после согласования с учителем-тьютором)

Индивидуальный проект рассчитан: на один/два года (нужное подчеркнуть)
2. Прошу назначить моим руководителем (тьютором)

Дата:
Подпись обучающегося:
Адрес электронной почты:

Индивидуальный план выполнения проекта
Ф. И. обучающегося, класс
Тема
ИП

Этапы

Виды
деятельности

Подготовка

Выбор темы
учебного проекта и
тем исследований
обучающихся;
Разработка
основополагающего
вопроса и
проблемных
вопросов учебной
темы
Формулировка
задач, которые
следует решить;
Выбор средств и
методов решения
задач;
Определение
последовательности
и сроков работ
Самостоятельная
работа

Планирование

Процесс
проектирования

Итог

Защита

Оформление
записей
Достигнутый
результат
Оформление ИП
Публичное
представление
результатов работы
над ИП

Планируемая
дата
исполнения

Дата
фактически

Подпись
руководителя
проекта

Приложение 2
2.
Документация для руководителя проекта
- Индивидуальный план выполнения проекта каждого обучающегося
- Общие сведения:
Выполнение обучающимися 11 класса индивидуальных проектов
Руководитель
№ п\п

ФИО ученика

Итоговая
оценка

Тема проекта

,
Подпись

Руководитель проекта передает общие сведения комиссии до начала защиты проекта.
Приложение 3
3. Документация для классного руководителя
а) Лист ознакомления родителей (законных представителей)
Класс
Классный руководитель
№ п/п

ФИО ученика

Тема проекта

Дата
защиты

Подпись
родителей
(законных
представителей)

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
б) Результаты итоговой оценки индивидуального проекта.
№ п/п
1.
2.
3.
4.

ФИО ученика

Тема проекта

Количество
баллов

Отметка

Приложение 4
Критерии оценки содержательной части проекта
Критерий

Оценка в баллах

Актуальность темы

0-2 балла

Научно-теоретическое значение

0-2 балла

Практическое значение

0-2 балла

Степень освещенности данного вопроса

0-2 балла

Выбор средств и методов, адекватных
поставленным целям
Планирование, определение
последовательности и сроков
работ
Проведение проектных работ или
исследования
Оформление результатов работ в
соответствии с замыслом
проекта или целями исследования

0-2 балла
0-2 балла

0-2 балла
0-2 балла

Оценка содержательной части проекта в баллах:
2 балла – ярко выраженные положительные стороны работы во всех ее составных частях;
(отдельно за каждый из девяти представленных выше критериев).
1 балл - имеют место;
0 баллов - отсутствуют.
Итого 16 баллов - максимальное число за всю содержательную часть проекта.

№

Критерий

1.

Качество доклада

2.

Качество ответов на
вопросы

3.

Использование
демонстрационного
материала

4.

Оформление
демонстрационного
материала

Критерии оценки защиты проекта
Оценка (в баллах)
1 - доклад зачитывается;
2 - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы;
3 - доклад пересказывается, суть работы объяснена;
4 - кроме знания доклада - владение иллюстративным
материалом;
5 – выступающий свободно владеет содержанием, ясно и
грамотно излагает суть работы, отвечает на вопросы,
использует весь сопутствующий материал.
1 - нет четкости ответов на большинство вопросов;
2 - ответы на большинство вопросов;
3 - ответы на все вопросы убедительно, аргументированно.
1 - представленный демонстрационный материал
неиспользуется в докладе;
2 - представленный демонстрационный
материалиспользуется в докладе;
3 - представленный демонстрационный
материалиспользуется в докладе, информативен, автор
свободно в нем ориентируется.
1 - представлен плохо оформленный демонстрационный
материал;
2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть
отдельные недостатки;
3 - к демонстрационному материалу нет претензий.

Итого максимальный балл за защиту индивидуального проекта составляет 14 баллов.
Итоговый балл за содержание и защиту проекта - 30 баллов.
Итоговая оценка индивидуального проекта осуществляется на основе пятибалльной системы
оценивания, учитывая критерии в соответствии с уровнями сформированности навыков
проектной деятельности.
26-30 балла — оценка «5» (отлично)
21-26 баллов – оценка «4» (хорошо)
15-20 баллов – оценка «3» (удовлетворительно)
14 баллов и менее – оценка «2» (неудовлетворительно).

ПРОТОКОЛ
защиты индивидуального проекта
Дата проведения защиты:
№
п\п
1
2
3

Фамилия, имя
обучающегося

Класс

Предмет
(предметы)

Председатель комиссии по оценке и защите ИП
Члены комиссии по оценке и защите ИП

Тема проекта

Кол-во
баллов

Отметка

/ ФИО
/ ФИО
/ ФИО

Приложение 5
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Г Дальнегорска с Рудная Пристань

ИТОГОВЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема

Выполнил:
,
ФИО

обучающийся 10 класса
Руководитель:
,
ФИО

учитель (предмет)

с. Рудная Пристань
20…г.

Приложение 6
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
1.1. Общие требования к презентации:
Первый слайд – это титульный слайд, на котором представлены: сверху полное
наименование ОУ, логотип ОУ; название работы по центру; ФИО, класс автора и ФИО
руководителя (при наличии) после названия работы справа. Снизу слайда указывается
населенный пункт, дата разработка.
На последнем слайде указывается: интернет ресурсы и источники информации, список
литературы, глоссарий и т.д.
Оптимальный объем. Объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов и не
более 20 слайдов. Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает
от сути рассматриваемой темы. Исключения составляют презентации, предназначенные для
длительной демонстрации ознакомительного характера с большим количеством визуального
материала. В этом случае объем презентации – из расчета не менее чем 1 мин. на один слайд, а
на слайды, содержащие ключевые моменты и основополагающие понятия – по 2 мин.
Учет особенности восприятия информации с экрана. В презентациях желательно
свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками,
фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов. Рекомендуется оставить текст только в
виде имен, названий, числовых значений, коротких цитат. Следует избегать обилия цифр.
1.2. Требования по оформлению презентации. Представление информации
1.2.1. Объем и форма представления информации:
Рекомендуется сжатый, информационный способ изложения материала. Не стоит
заполнять один слайд слишком большим объемом информации: человек в среднем может
единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Заголовки должны быть краткими и привлекать внимание аудитории.
В текстовых блоках необходимо использовать короткие слова и предложения.
Презентация должна дополнять, иллюстрировать то, о чем идет речь, не должна полностью
дублировать материал.
1.2.2. Расположение информационных блоков на слайде
Структура слайда должна быть одинаковой на всей презентации. Наиболее важная
информация должна располагаться в центре экрана. Информационных блоков на слайде не
должно быть слишком много (оптимально 3, максимум 5). Рекомендуемый размер одного
информационного блока - не более 1/2 размера слайда. Поясняющая надпись должна
располагаться под рисунком (фотографией, диаграммой, схемой).
1.2.3. Способы и правила выделения информации
Все информационные элементы (текст, изображения, диаграммы, элементы схем,
таблицы) должны ясно и рельефно выделяться на фоне слайда. Ключевые слова в
информационном блоке необходимо выделить (цветом, подчеркиванием, полужирным и
курсивным начертанием, размером шрифта). Однако при выделении следует соблюдать меру —
выделенные элементы не должны превышать 1/3-1/2 общего объема текста слайда.
1.3. Требования по оформлению презентации. Оформление слайдов.
1.3.1. Единый стиль презентации

Вся презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.
Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у слушателей ощущение
связности, преемственности, стильности, комфортности.
В стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных
цветов и более 3 типов шрифта. Оформление слайда не должно отвлекать внимание
слушателей от его содержательной части.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над
основной информацией.
1.3.2. Правила использования цвета
При использовании цветов нужно учитывать особенностей восприятия цветов
человеком:

стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как
раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый;

дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в
том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый; зеленый;

нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый;

сочетание двух цветов – цвета знака и цвета фона – существенно влияет на
зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут
привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне);

наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на
темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем.
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех базовых цветов: один для
фона, один для заголовка, один для текста.
Для фона и текста необходимо использовать контрастные цвета: текст должен хорошо
читаться, но не резать глаза. Следует обратить внимание на цвет гиперссылок (до и после
использования): их цвет должен заметно отличаться от цвета текста, но не контрастировать с
ним.
1.3.3. Правила использования фона
Фон является элементом заднего (второго) плана и поэтому должен выделять, оттенять,
подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее. Для фона
предпочтительны холодные тона. Для фона и текста используйте контрастные цвета,
предпочтительнее однотонные.
1.3.4. Правила использования информации в презентации
Рекомендуется использовать шрифт TimesNewRoman. Не рекомендуется смешивать
разные типы шрифтов в одной презентации, использовать переносы слов, использовать
наклонное и вертикальное расположение подписей и текстовых блоков. Текст слайда не
должен повторять текст, который выступающий произносит вслух.
Текст должен быть читабельным (его должно быть легко прочитать с самого дальнего
места). Рекомендуемые размеры шрифтов: – для заголовков – не менее 32 пунктов и не более
50, оптимально – 36 пункта; – для основного текста – не менее 18 пунктов и не более 32,
оптимально – 24 пункта, выравнивание – по ширине.
Не следует злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных),
поэтому их допустимо использовать только для смыслового выделения небольших фрагментов
текста.

Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, желательно выделить
ярче для включения ассоциативной зрительной памяти.
Для выделения информации следует использовать цвет, жирный и/или курсивный
шрифт. Выделение подчеркиванием обычно ассоциируется с гиперссылкой, поэтому
использовать его для иных целей не рекомендуется.
Маркированные и нумерованные списки используются при наличии перечислений.
Возле каждого абзаца ставить маркер не стоит. Стоит обращать внимание, чтобы не было
задваивания маркированных и нумерованных списков.
Каждое изображение должно нести смысл: желательно избегать в презентации
рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого
оформления. Необходимо использовать изображения только хорошего качества. Восприятие
изображения должны быть четким. Недопустимо в изображениях искажение пропорций.
Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом, пояснительная
надпись преимущественно располагается под рисунком. Изображения лучше помещать левее
текста: поскольку мы читаем слева-направо, то взгляд зрителя вначале обращается на левую
сторону слайда.
Сложный рисунок или схему следует выводить постепенно.
Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны
отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Анимация не должна быть слишком
активной. Особенно нежелательны такие эффекты, как вылет, вращение, волна, побуквенное
появление текста и т.д.
1.3.5. Правила оформления текста
Точка в конце заголовка и подзаголовках, выключенных отдельной строкой, не
ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то точка не ставится после
последнего из них. Порядковый номер всех видов заголовков, набираемый в одной строке с
текстом, должен быть отделен пробелом независимо от того, есть ли после номера точка. Точка
не ставится в конце подрисуночной подписи, в заголовке таблицы и внутри нее. При отделении
десятичных долей от целых чисел лучше ставить запятую (0,158), а не точку (0.158). Перед
знаком препинания пробел не ставится (исключение составляют открывающиеся парные знаки,
например, скобки, кавычки). После знака препинания пробел обязателен (если этот знак не
стоит в конце абзаца). Тире выделяется пробелами с двух сторон. Дефис пробелами не
выделяется.
Числительные порядковые и количественные выражаются в простом тексте словами
(обычно, однозначные при наличии сокращенных наименований), цифрами (многозначные и
при наличии сокращенных обозначений) и смешанным способом (после десятков тысяч часто
применяются выражения типа 25 тыс.), числительные в косвенных падежах набирают с так
называемыми наращениями (6-го). В наборе встречаются арабские и римские цифры. Индексы
и показатели между собой и от предшествующих и последующих элементов набора не должны
быть разделены пробелом (Н 2 О, м3 /с)
Нельзя набирать в разных строках фамилии и инициалы, к ним относящиеся, а также
отделять один инициал от другого. Не следует оставлять в конце строки предлоги и союзы (из
одной-трех букв), начинающие предложение, а также однобуквенные союзы и предлоги в
середине предложений.
Знаки процента (%) применяют только с относящимися к ним числам, от которых они
не отделяются. Знаки градуса (°), минуты ('), секунды ('') от предыдущих чисел не должны быть
отделены пробелом, а от последующих чисел должны быть отделены пробелом (10° 15').
Формулы в текстовых строках набора научно-технических текстов должны быть
отделены от текста на пробел или на двойной пробел. Формулы, следующие в текстовой строке
одна за другой, должны быть отделены друг от друга удвоенными пробелами.

Знаки номера (№) и параграфа (§) применяют только с относящимися к ним числами и
отделяются пробелом от них и от остального текста с двух сторон. Сдвоенны е знаки
набираются вплотную друг к другу. Если к знаку относится несколько чисел, то между собой
они отделяются пробелами. Нельзя в разных строках набирать знаки и относящиеся к ним
цифры.
В русском языке различают следующие виды сокращений: буквенная аббревиатура –
сокращенное слово, составленное из первых букв слов, входящих в полное название (СССР,
НДР, РФ, ВУЗ); сложносокращенные слова, составленные из частей сокращенных слов (колхоз)
или усеченных и полных слов (Моссовет), и графические сокращения по начальным буквам (г. год), по частям слов (см. -смотри), по характерным буквам (млрд -миллиард), а также по
начальным и конечным буквам (ф-ка - фабрика). Кроме того, в текстах применяют буквенные
обозначения единиц физических величин. Все буквенные аббревиатуры набирают прямым
шрифтом без точек и без разбивки между буквами, сложносокращенные слова и графические
сокращения набирают прямым шрифтом без точек и без разбивки между буквами,
сложносокращенные слова и графические сокращения набирают как обычный текст.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».