ПРИНЯТО: на Педагогическом совете МОБУ «СОШ № 3» Протокол № 1 от 31 августа 2023 г, ,и IИ Положение о работе с одарёнными детьми муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Дальнегорска с. Рудная Пристань • у ■' 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми в МОБУ «СОШ № 3» (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года (ст.77), постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2023 года № 1738 «Об утверждении Правил выявления детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и сопровождения их дальнейшего развития»,.а также Уставом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Данное Положение определяет порядок выявления детей, проявивших выдающиеся способности, а также порядок сопровождения их дальнейшего развития. 1.3. Настоящее положение Ориентировано на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей обучающихся в образовательной организации, ii 1.4. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет врзм.ожнрсть.достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких: видах деятельности по сравнению с другими людьми. i р- • ,4 ‘ h 1.5. Одаренный ребенок. р~, это, ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися ..достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети имеют: • более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчийо'сть к учению, творческие возможности проявления; • доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность; • испытывают радость от, дрбыва^ия .знаний, умственного труда. Условно можно выделить три категории одаренных обучающихся в школе: дети с высоким уровнем, умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются ^дошкольном и младшем школьном возрасте); , Y. . Yi ( дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной • г 1’ Г ! I . sZ I , Ср . р !.. I i г кии |Г • ! ■ чар : ' 'с области науки (подростковый возрасг); " ip ДОСТЙГаЮПИ^ • обучающиеся, НС i кимршбо Ujjn-innuiVI причинам J4/11V-ZYV/D успехов Ов ысокой пбзн йбзнк-ва'Гёльной активнботыб. оригинальностью учении, но обладающие высокой психического склада, незаурядны ;----- ыми ’умственными резервами (старший школьный :й У; с : .■ виду ж * возраст). '-1 i • I1■'Н& Г 1.6. 1Целью работы с одаренными ' детьми является создание условий для ianpuunrru nfSvUMinillMVra rin П npnwu-я Г\ nanpuiJLIV no-roil ппшппопио развития одаренности обучающихся 1Лщ' поддержка одаренных детей, повышение качества их обучения, расширение-'■ возможное гей развития индивидуальных способностей, улучшение условий, социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «педагог - ’ одаренный обучающийся», «одаренный обучающийся - обучающийся», «одаренный-обучающийся - родитель». 1.7. Для достижения цели ставят следующие задачи: • выявление одарённых Детей 0‘Использованием различной диагностики, определение типов одаренности обучающихся; • составление индцфй^йл'ьны^ :: маршрутов. одаренных обучающихся (Приложение 1); JМ' : ■ • развитие у одаренных Цртей ка«|₽ст^^н()ро высокого уровня представлений о картине мира, оейрварцы^ на нравственных ценностях; работа педагоррв но шшивидуальный маршрутам: использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных Дц д нщ-Ji особенностейй детей; отбор средств обучения,’способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и наУчйо-’исёлёдрвательскйх навыков, творчества в ipvnnunnfi деятельное'ти: прятепьнгМтГ" СД.Т.'НЫ 1Д урочной и внеурочной сорганизация ) | разнообразной внеурочной и внешкольной ■ ’ УГОН .И СН..Т : I деятельности; организация работу по психолого-педагогическому сопровождению I д Г Нд МНИ ЛИ h! ! р ‘ П семей; 'г г д. д. -■ i 1 Ь • поощрение обучающихся и педагогов за достигнутые результаты. 1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным маршрутам и планам на текущий ^че^йый год. Работа может быГь' оргЬнй'зббана как индивидуально, так и в 1.9. j,:. с 1'ир гж. группах. 1.10. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе составляет общее расписание индивидуальных занятий с одаренными обучающимися и осуществляет общее руководство работой. 1.11. Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и секций осуществляют сопровождение одаренных обучающихся. 1.12. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода. |г I 2. Основные стратегии обучения одаренных детей в школе 'I ', V . 2.1. Стратегия ускорения обучения: индивидуализация обучения для одаренных обучающихся; занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам); «перепрыгивание» через класс; профильные классы, с углубленным изучением отдельных предметов; поддержка творческой самореализации обучающихся; дистанционное обучение. ' = I ' 1 ЧчА • Н i i В 1.! 2.2. Стратегия обогащения обучения в образовательной организации: • расширение кругозора; освоение знаний об окружающем мире; , :’I : ,'j li* самопознание; углубление в предметы; освоение метазнаний (знаний о знаниях). illi . 3. ; . I, ' ' ? ' '1 ■ . I S 1 Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации | у I ‘ ■ У: I Т й 11.. I 3.1. В основу работы с одаренными обучающимися входят следующие . . I принципы: принцип расширения образовательного пространства; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип развивающего обучения; принцип опережающего обучения; принцип комфортности в любой деятельности; принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся; • принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участий педагога; Г • принцип свободы выбора обучающимся дополнительных ____ усЬуг^по.мощи. .наставничества; образовательных ус п р и н цип! ;|рб ро.вол ьности принцип;фозЫ^ия ситуации .успеха, р уверенности. 3.2. Участниками реализации данного Положения являются: администрация шкоды (директор,.заместители директора); руководители Школьных предмет!,пдх методических объединений; учителя-предметникИ;;г . (. ; классные руководители; i< руководители кружковщ секций в.‘рамках сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования.д,етей; • специалисты службы психолого-педагогического сопровождения; библиотекарь; И | РОДИТ)уЛи (законные представители) обучающихся. ' 'У, -г: У. 3.3. ФОр эрмы мониторинга работы,с одаренными детьми в школе: I, I ! у 1 ’1: J ... j ’ ________ !. у И — |‘Гт' Предметные олимпиады Общешкольная цонфере (ИЯ • L II ’Л ИЛЛГ, ГЫ I i j . i • : Предметные недели й®— Творческие отчёты учителей из опыта работы с ' ГУ-к.'?1 одарёнными детьми, Внутришкольный контроль < Т 1 раз в год_________ 1 раз в год_________ По годовому плану Методический день Творческие отчёты кружков и ейбртй'вны.х секций Тематические конкурсы, выставки г ) > Интеллектуальные предметные и творческие 1 раз в год________ По годовому плану По годовому плану -1— И р.... ;1 __ _____ ____ Периодичность По годовому плану ■- т пл г: 4. Организация и функциональное обеспечение работы Iш с одаренными обучающимися р■ И 1 iTiu. г У '' 4 ■ > Т 4.1. ’ I I * I I -V ■ ■ ■ - ■ ' ■ Работаа с одарёнными обучающимися начинается с 1 сентября текущего года ' ; ;1 : ■ , ' 'Ш;г УТТвдУ.--------ч-О №№№п щ ............ • ■■■ ■' ’ : и заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности в школе. 4.2. Работа с одарёнными детьми ведётся в двух направлениях: 4.2.1. Первое - организация й проведение внеклассной работы по программам творческрёо развития в определенной области, которая осуществляется как ,, , \ л:>л1:.г ? г- I ■. '■ i г | ’г ■ I индивидуально, так и в группе. i. ' 1'J1'.'■ . PI. ;1 г ■ 11 >i * f Формы работы ё одарённфмр обучающимися: • выполнение научно-исследовательских и проектных работ; • творческие кружки; ф ?• ::: с ; • предметны^ блимпиаЙы;'3’^^111 5 Х:Р -ф • предметные недели; • детские научно-практические конференции: • конкурсы проектных работ;?3-2 г - с■ ■2••• < I1 • соревнования; Pl'" Pin r: • турниры; 1 ■ 11 • творческие конкурсы 01 1 : i ■ . 4/ I jl ..' и • i' I I.:.!/ /;'' р lift I'f Pi | 11 {:i • фестивали; ■1 т ‘.Z d' • выставки; и „„I Hlii 1 1 ■ н • г . ■ . ■ Ч • • спартакиады: ■ L ' i • праздники: творческие мастерские; : каникулярные сборы,|Лагеряг.И!др,: Э 'Л г: ,РрРр ф 4.2.2. Второе направление - отбор и. обучение ин геллектуальш но одарённых детей 10 и ИI классов по специально разработанной образователь образовательной йрбгр>амме «Одарённый класс»., 1| л i ’• г Рст :-уРI : геи. ' т it ■ i i I Формы работы с одарёнными обучающимпся: >. I , г• выполнение научно-исследовательских, и проектных работ; i • предметные олимпиады;ш олимпиады; ш :гн:■]; Я I • предметные недели; ;? :i :цшг |||ф.з i, • интеллектуальные турНирЫ£Д< ' ; 1 ■ • конкурсы проектных pa6qtj^^ ■ pip. детские научно-практические конференции; гjbh и : лдг : 1 Ji пгрг^ экскурсии и др. И функциональные Обязанности директора общеобразовательной 4-3. 1В организации входит: ■ ‘ ‘ < ‘ .■ i •• •• f • планирование в годовом ’Плане работы общеобразовательной организации отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением обучающимися; • материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными обучающимися, а также имеющих высокие результаты участия обучающихся в различных конкурсах. 4.4. Функции заместителя директора по учебной работе: • регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с отбором и обучением интеллектуально одарённых детей 10 и 11 классов по специально разработанной образовательной программе «Одарённый класс» (учебные программы, учебный план, расписание, факультативы, т.д.); • организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов; • оформление нормативной документации: _■ j f И • сопровождение и разработка образовательных программ; дмм; • подготовка отчетов о работе с одарёнными Детьми; • организация и проведение Педагогических Софйов, совещаний, семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми; I I .... l . 11 111 •о ■;li • ii' ,■ ■i ' Ифф f Ф цф ' i I Ш Jjффф I ; 1114 • координация действий учителей, педагогов-психологов, учителейлогопедов, работающих с одарёнными детьми; • повышение мотивации и компетенций педагогов (оказание T i*. методической помощи педагогам); ф • помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для ------ X......... «Л -------- .,...1----- i ( J Ji’ ;Ф J Ji J ! одарённых обучающихся; hj# г ■ I Фни-ih ши : • ......... ../r — т системы с одарёнными • мониторинг результативности работы обучающимися; • сбор общих информационных Данных по одарённым детям. 4.5. Функции педагога-организатора; ; • регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с организацией и проведением внеклассной работы с одарёнными детьми (программы дополнительного образования, расписание, тематика кружков, секций, т.д.); • подготовка отчётов о работе с одарёнными детьми; • организация и проведение педагогических советов, совещаний, семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми: • координация действий педагогов дополнительного образования, классных руководителей, работающих с одаренными детьми; • помощь в, разрабоз^е индивидуальных образовательных программ для i ?.!■ ■ одарённых детей; J !‘ lb 4 г? в мероприятиях, на которых ----• организация; йровёдрцие и участие раскрываются художественная и (Социальная социальная одарённость одарён! обучающихся; сбор обфих информационных данных по одарённым детям. 4.6. Функции руководителей школьных методических объединений: сбор и: ;системати^ция • методических материалов --------------— — по проблеме И'ф Т " t • г ' 1 ’ интеллектуальной одарённости; фр ...... ... У :■ Л i fflj ibMi с . . .. ; подбор диагностических материалов для выявления интеллектуально W " ,Т (ф'I ' ■> II ' I :■ i! 11 •• ' ■ Т I одарённых детей; 11l • тл с г ф иф о :е щрг': фф планирйв^ г. тнйе !Г ,и ,, проведение школьных предметных недель и олимпиад гЖi (ежегодно); ,J А I. Л 1'1 ■. 1Ф - • Аф' • Ф 1 ;•!! I"Г Ф А:'• ■*р;■ !I разработка: -1материалов. :вопросов > и заданий повышенного уровня : Г. Ф . сложности по предметам (б^дря-Ано); ■ .11' . II II I ; ' * л - г.з - ■' А - и. .1!.! .! .. J11 ;< : 1 , < i оформление материалов по работе-,’с одарёнными детьми на сайте общеобразовательной организации, стенде методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и Тщ.);, Т д Ф> • руководство подготовкой[Творческихотчётов учителей, работающих с одарёнными детьми. ■ 4.7. Функции учтелей-цредметников: i I I I выявление одарённый детей; Vj ..р: . фф-СД! . I ________ 1 ______ L Ф J ФФ подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми; определение кригер! ............... рисв эффективности работы с интеллектуально .].. ф: ! р ■ Д ■ ; :Н1 . Т | 'ir одарёнными детьми; 1 ' ! h ' J ' Ifl Ф Л .1 • подготовка отчетов о работе с одаренными детьми; • корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий, повышенной сложности. творческого, ’ ’ • ’ ■ 4'*' I i научно-исследовательского уровней; . организация индивидуально^ работы с одарёнными детьми; подготовка . обучающихся ... к; олимпиадам, конкурсам, викторинам. конференциям различного уровня: .; I отбор и оформление в. течениедода достижений одарённых детей для предъявления на ежегодной конференции в общеобразовательной организации; 4'фф’-.. . . . ; ■ • if ■ I' I' J тФ-.Ф: ’I ! » р' I I 11! ГР ISl \ ' своего опШта': работы ф i оформление одарёнными обучающимися в виде творческого отчёта для предъявлений .и па' Педсовете; ' совете; • 1консультирование рбЙщтеЙёи : одарённых детей по вопросам развития детей; ж'Фд Оvl "Г способностейй их их детей; !: 1 подготовка отчётов о работе с одарёнными обучающимися. 4.8. Функции классных руководи гелей: оформление сводной‘‘таблицы. nd* 'ййДам (областям) одарённости детей, ________ _Jj.2i._j2______ . ; I УДиспользуя данные диагностик пёих^й'6гЬв:.; учителей-предметников, руководителей кружков, секций, родителей, своихнабл16дёнйЙ;2 х цабл16дёнйЙ;J ; ♦ п ПЯ U1Л ППОЯ nnnnii rn™ni . . л. 3 • ■чг.ААУ. . к1 планированйё воспитательной работы в ..классе с учетом реализации одарёнными детьми класса своих ёибсобнбетёйу : н'п подготовка отчётой б работе с одарёнными обучающимися; • взаимосвязь -с руководителями секций, кружков и др. дополнительного образования. ф у - У1 У У, г 4.9. Функции руководителей кружков1 и секции: выявление одарённых обучающихся;'.к . .у. . ' организация творческих отчётов дёЗей; предоставление необходим'оЙЩЙфбрМйции классным руководителям; консультирование роДгггёйей; ;■Ф, подготовка отчётов о работе с Одарённымц детьми (в произвольной форме). Функции родителей(За}ёбнны£’Представителей): 4.10. ’ll раннее выявление одарённости ребенка; создание комфортнЫх/рм'бййональ’н'ы^ условий для развития способностей И 1 ш Г « у;у? ё.н.тг. с :i >.. N : V 1 'i , ребенка; < ' -.................. : )|| определение социального запроса Дл'й школы; сотрудничество в работО с ’одаренными детьми с участниками образовательной деятельности. I j ' • уэдн ГГ 3 I .Т ТГ ГГ . !< Г 1 1 I: Д -г 1 I Тё-ЦО. ; :I i ■■ ш С)У?||Ц * i.; .н. у’! 2.1 | ! 5. Организация Занятия для одарённых детей J..... J\, I J У ; 5.1. Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения возможностей обучающихся в определении и развитии индивидуальных особенностей и интересов в образовательной деятельности. 5.2. Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми — способствовать ориентации педагогической деятельности на развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся. ФУ'Учд; Уфд! у Индивидуальные Занятия не являются обязательными. 5.3. 5.4. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по образовательным компонентам инвариантной части учебного плана, так и по предметам, выбираемым в качестве дополнительного! образования или специализации. углубления базового li компонента образования. 5.5. В данном случае учителю, проводящему индивидуальные занятия, может быть назначено денежное поощрение, в соответствии с Положением о денежном И т;! ■ г < ‘ • поощрении. 5.6. Использование дистанционных форм; обучения (заочных предметных школах) и поощрения одаренности обучающихся (конкурсы, олимпиады и др.). I •j 6. Заключительные положения ' 1 1! У ;; ph 'll И ,т j ’. sJi ■ i - Уф ' •• |Т’!' л У т Ь’ i .1 . ' , 6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными детьми является локальным, нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом директора ■Г ■ ' Р';НГ:|:3 • i -У.,-Д I ...1 1 М - Й <1- Ул' ■ У •р 1 ♦ в Ж • У. 1; Д ■ У1’1 д • ?i I I I I ifJ - и Г г ■• ' fl общеобразовательной организации. pn-l; fJi?';' 6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение. оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством ' : Г| Российской Федерации. '■ ГТ 1т ’ х т тт т~т 6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего Положения. 6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. г. 5 4 г’ • ’ Ь| iini; га »■ i t. '» ’ I . 1 !i 1 ' . 1и [fe Г Ii i 1 ! j', ’ I' i ‘ ; ■■ > Г i шт lj. * it: ' 1 li 1 !.| : < '■ • t 1. J ■; nI ii : ! '.I1;f •Г ' ' ■ \ ■V I :: . I ' ■ h J ! '' N I I t I 'i'l .л Приложение 1 одаренного о бу чающегося .> Д.Л; . ■ ФИО обучающегося________________ ... __ _________________________________ Класс_______________________ ( Вид (ы) одаренности________________ ____________ __________________________________ л:п л: / 5 5 класс 7 класс 6 класс 8 класс Углубленное изучение отдельных нр&д)м0тов (средствами урока) 9 класс Исследовательская деятельность (указание темы работы) Элективные курсы (названия курсов) . у . »w.. .. .. ) it 1> . * .1 j, .1 Социальная практика (название) 1 Дистанционное обучение (название курса) ..... 1 ■■ Обучение в заочной школе, (название школы) Подготовка к конкурсам (названия конкурсов) ...... ............................................. ................. Участие в различных конкурсах; олимпиадах .......... ... . ...........—- — Дополнительное образование (кружки, секции) Приложение к индивидуальному маршруту развития одаренного обучающегося