Положение о работе с одаренными детьми

ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
МОБУ «СОШ № 3»
Протокол № 1 от 31 августа 2023 г,

,и

IИ

Положение
о работе с одарёнными детьми
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Дальнегорска с. Рудная
Пристань
•

у

■'

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о работе с одарёнными детьми в МОБУ «СОШ
№ 3» (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями от 4 августа 2023 года (ст.77), постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 октября 2023 года № 1738 «Об утверждении Правил
выявления детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности, и
сопровождения их дальнейшего развития»,.а также Уставом и другими нормативными
правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность
организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение определяет порядок выявления детей, проявивших
выдающиеся способности, а также порядок сопровождения их дальнейшего развития.
1.3. Настоящее положение Ориентировано на развитие интеллектуальных,
физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей
обучающихся в образовательной организации, ii
1.4. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет врзм.ожнрсть.достижения человеком более высоких,
незаурядных результатов в одном или нескольких: видах деятельности по сравнению с
другими людьми.
i р- • ,4 ‘
h
1.5. Одаренный ребенок. р~, это, ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися ..достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети имеют:
•
более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные
способности, восприимчийо'сть к учению, творческие возможности проявления;
•
доминирующую активную, насыщенную познавательную
потребность;
•
испытывают радость от, дрбыва^ия .знаний, умственного труда. Условно
можно выделить три категории одаренных обучающихся в школе:
дети с высоким уровнем, умственного развития при прочих равных
условиях (такие дети чаще всего встречаются ^дошкольном и младшем школьном
возрасте);
, Y. . Yi (
дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной
•

г

1’ Г ! I

.

sZ I , Ср .

р !..

I

i

г

кии
|Г

•

! ■

чар

:

' 'с

области науки (подростковый возрасг);
" ip
ДОСТЙГаЮПИ^
•
обучающиеся, НС
i
кимршбо Ujjn-innuiVI
причинам J4/11V-ZYV/D
успехов Ов
ысокой пбзн
йбзнк-ва'Гёльной активнботыб. оригинальностью
учении, но обладающие высокой
психического склада, незаурядны
;----- ыми ’умственными резервами (старший школьный
:й У; с
: .■ виду ж *
возраст).
'-1 i • I1■'Н&
Г
1.6. 1Целью работы с одаренными ' детьми является создание условий для
ianpuunrru
nfSvUMinillMVra
rin П npnwu-я
Г\ nanpuiJLIV
no-roil
ппшппопио
развития одаренности
обучающихся 1Лщ' поддержка
одаренных детей,
повышение
качества их обучения, расширение-'■ возможное гей развития индивидуальных
способностей, улучшение условий, социальной адаптации учеников, гармонизация
отношений в системах «педагог - ’ одаренный обучающийся», «одаренный
обучающийся - обучающийся», «одаренный-обучающийся - родитель».
1.7.
Для достижения цели ставят следующие задачи:
•
выявление одарённых Детей 0‘Использованием различной диагностики,
определение типов одаренности обучающихся;
•
составление индцфй^йл'ьны^ :: маршрутов. одаренных обучающихся
(Приложение 1);
JМ' : ■
•
развитие у одаренных Цртей ка«|₽ст^^н()ро высокого уровня
представлений о картине мира, оейрварцы^ на нравственных ценностях;
работа педагоррв но шшивидуальный маршрутам:
использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных
Дц
д нщ-Ji
особенностейй детей;
отбор средств обучения,’способствующих развитию самостоятельности
мышления, инициативности и наУчйо-’исёлёдрвательскйх навыков, творчества в
ipvnnunnfi деятельное'ти:
прятепьнгМтГ" СД.Т.'НЫ
1Д
урочной и внеурочной
сорганизация ) | разнообразной
внеурочной
и
внешкольной
■
’ УГОН .И СН..Т :
I
деятельности;
организация работу по психолого-педагогическому сопровождению
I д Г Нд МНИ ЛИ h! ! р ‘ П
семей;
'г г д.
д. -■ i
1
Ь
•
поощрение обучающихся и педагогов за достигнутые результаты.
1.8. Работа с одаренными детьми проводится согласно индивидуальным
маршрутам и планам на текущий ^че^йый год.
Работа может быГь' оргЬнй'зббана как индивидуально, так и в
1.9.
j,:. с 1'ир гж.
группах.
1.10. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе составляет
общее расписание индивидуальных занятий с одаренными обучающимися и
осуществляет общее руководство работой.
1.11. Учителя-предметники, классные руководители, руководители кружков и
секций осуществляют сопровождение одаренных обучающихся.
1.12. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные
способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально­
личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода.
|г

I

2. Основные стратегии обучения одаренных детей в школе
'I ', V
.
2.1. Стратегия ускорения обучения:
индивидуализация обучения для одаренных обучающихся;
занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам);
«перепрыгивание» через класс;
профильные классы, с углубленным изучением отдельных предметов;
поддержка творческой самореализации обучающихся;
дистанционное обучение.
'

= I ' 1 ЧчА • Н

i i

В
1.!

2.2. Стратегия обогащения обучения в образовательной организации:
•
расширение кругозора;
освоение знаний об окружающем мире;
, :’I :
,'j li*
самопознание;
углубление в предметы;
освоение метазнаний (знаний о знаниях).

illi

.

3.

; .

I,

'

'

? '

'1 ■

. I

S

1

Принципы работы с одаренными детьми и участники её реализации
|

у

I

‘

■

У:

I

Т й 11..

I

3.1. В основу работы с одаренными обучающимися входят следующие
.
.
I
принципы:
принцип расширения образовательного пространства;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип развивающего обучения;
принцип опережающего обучения;
принцип комфортности в любой деятельности;
принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации
способностей обучающихся;
•
принцип создания условий для совместной работы обучающихся при
минимальном участий педагога; Г
•
принцип свободы выбора обучающимся
дополнительных
____ усЬуг^по.мощи.
.наставничества;
образовательных
ус
п р и н цип! ;|рб ро.вол ьности
принцип;фозЫ^ия ситуации .успеха, р уверенности.
3.2.
Участниками реализации данного Положения являются:
администрация шкоды (директор,.заместители директора);
руководители Школьных предмет!,пдх методических объединений;
учителя-предметникИ;;г .
(. ;
классные руководители;
i<
руководители кружковщ секций в.‘рамках сетевого взаимодействия с
учреждениями дополнительного образования.д,етей;
•
специалисты службы психолого-педагогического сопровождения;
библиотекарь; И |
РОДИТ)уЛи

(законные представители) обучающихся.

'

'У,

-г:

У.

3.3. ФОр
эрмы мониторинга работы,с одаренными детьми в школе:

I, I
! у
1 ’1: J ... j
’
________ !. у И —
|‘Гт'
Предметные олимпиады
Общешкольная цонфере (ИЯ • L II ’Л ИЛЛГ,
ГЫ
I i j . i • :
Предметные недели
й®—
Творческие отчёты учителей из опыта работы с '
ГУ-к.'?1
одарёнными детьми,
Внутришкольный контроль < Т

1 раз в год_________
1 раз в год_________
По годовому плану
Методический день

Творческие отчёты кружков и ейбртй'вны.х секций
Тематические конкурсы, выставки г ) >
Интеллектуальные предметные и творческие

1 раз в год________
По годовому плану
По годовому плану

-1—

И р....

;1

__ _____
____ Периодичность

По годовому плану

■- т

пл г:

4. Организация и функциональное обеспечение работы

Iш с одаренными обучающимися
р■
И 1 iTiu. г У '' 4 ■
> Т

4.1.

’ I

I

* I

I -V

■ ■ ■ -

■ ' ■

Работаа с одарёнными обучающимися начинается с 1 сентября текущего года
'
; ;1 : ■ , '
'Ш;г УТТвдУ.--------ч-О №№№п щ

............

•

■■■

■'

’

:

и заканчивается вместе с окончанием образовательной деятельности в школе.
4.2.
Работа с одарёнными детьми ведётся в двух направлениях:
4.2.1. Первое
- организация й проведение внеклассной работы по
программам творческрёо развития в определенной области, которая осуществляется как
,,
,
\ л:>л1:.г ? г- I ■. '■ i
г | ’г
■
I
индивидуально, так и в группе. i. ' 1'J1'.'■ . PI. ;1 г
■ 11 >i
*
f
Формы работы ё одарённфмр обучающимися:
•
выполнение научно-исследовательских и проектных работ;
•
творческие кружки; ф ?•
:::
с ;
•
предметны^ блимпиаЙы;'3’^^111 5 Х:Р -ф
•
предметные недели;
•
детские научно-практические конференции:
•
конкурсы проектных работ;?3-2 г - с■ ■2••• <
I1
•
соревнования;
Pl'"
Pin
r:
•
турниры;
1
■ 11
•
творческие конкурсы 01 1 : i ■ . 4/
I jl ..' и • i'
I
I.:.!/
/;''
р lift I'f Pi | 11 {:i
•
фестивали;
■1 т ‘.Z
d'
•
выставки;
и
„„I Hlii 1
1 ■ н • г
. ■ .
■ Ч •
•
спартакиады:
■
L '
i
•
праздники:
творческие мастерские;
:
каникулярные сборы,|Лагеряг.И!др,: Э 'Л г: ,РрРр ф
4.2.2. Второе направление - отбор и. обучение ин геллектуальш
но одарённых детей
10 и ИI классов по специально разработанной образователь
образовательной йрбгр>амме «Одарённый
класс».,
1|
л
i
’• г Рст :-уРI : геи. ' т it ■ i i I
Формы работы с одарёнными обучающимпся: >.
I ,
г•
выполнение научно-исследовательских, и проектных работ;
i
•
предметные олимпиады;ш
олимпиады; ш
:гн:■]; Я
I
•
предметные недели; ;? :i :цшг |||ф.з
i,
•
интеллектуальные турНирЫ£Д< ' ; 1 ■
•
конкурсы проектных pa6qtj^^ ■ pip.
детские научно-практические конференции;
гjbh
и : лдг : 1 Ji пгрг^
экскурсии и др.
И
функциональные Обязанности
директора
общеобразовательной
4-3. 1В
организации входит:
■ ‘ ‘
< ‘
.■ i
•• •• f
•
планирование в годовом ’Плане работы общеобразовательной организации
отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль за его выполнением
обучающимися;
•
материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с
одаренными обучающимися, а также имеющих высокие результаты участия
обучающихся в различных конкурсах.
4.4.
Функции заместителя директора по учебной работе:
•
регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с
отбором и обучением интеллектуально одарённых детей 10 и 11 классов по специально
разработанной образовательной программе «Одарённый класс» (учебные программы,
учебный план, расписание, факультативы, т.д.);
•
организация внеклассных занятий по углубленному изучению предметов;
•
оформление нормативной документации:
_■ j f И
•
сопровождение и разработка образовательных программ;
дмм;
•
подготовка отчетов о работе с одарёнными Детьми;
•
организация и проведение Педагогических Софйов, совещаний, семинаров
по проблемам работы с одарёнными детьми;
I
I
....

l

.

11

111

•о

■;li

• ii' ,■

■i

' Ифф f Ф цф

' i I Ш

Jjффф

I

; 1114

•
координация действий учителей, педагогов-психологов, учителейлогопедов, работающих с одарёнными детьми;
•
повышение мотивации и компетенций
педагогов (оказание
T i*.
методической помощи педагогам); ф
•
помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для
------ X......... «Л
-------- .,...1----- i ( J
Ji’ ;Ф J Ji J !
одарённых
обучающихся;
hj# г ■ I Фни-ih ши
:
•
.........
../r — т
системы
с
одарёнными
•
мониторинг
результативности
работы
обучающимися;
•
сбор общих информационных Данных по одарённым детям.
4.5.
Функции педагога-организатора; ;
•
регулирование и коррекция образовательной деятельности, связанной с
организацией и проведением внеклассной работы с одарёнными детьми (программы
дополнительного образования, расписание, тематика кружков, секций, т.д.);
•
подготовка отчётов о работе с одарёнными детьми;
•
организация и проведение педагогических советов, совещаний,
семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми:
•
координация действий педагогов дополнительного образования,
классных руководителей, работающих с одаренными детьми;
•
помощь в, разрабоз^е индивидуальных
образовательных программ для
i ?.!■ ■
одарённых детей; J !‘ lb
4 г? в мероприятиях, на которых
----•
организация; йровёдрцие и участие
раскрываются художественная и (Социальная
социальная одарённость
одарён!
обучающихся;
сбор обфих информационных данных по одарённым детям.
4.6.
Функции руководителей школьных методических объединений:
сбор и: ;системати^ция • методических материалов
--------------—
—
по проблеме
И'ф Т " t • г '
1
’
интеллектуальной одарённости;
фр ......
...
У :■ Л i fflj ibMi
с . . .. ;
подбор диагностических материалов для выявления интеллектуально
W
" ,Т (ф'I
' ■> II
' I :■ i!
11 •• '
■ Т I
одарённых детей;
11l • тл с г ф иф о :е щрг':
фф
планирйв^
г.
тнйе !Г
,и ,,
проведение
школьных предметных недель и олимпиад
гЖi
(ежегодно);
,J А I. Л 1'1 ■. 1Ф - • Аф'
• Ф
1 ;•!! I"Г Ф А:'• ■*р;■ !I
разработка: -1материалов. :вопросов > и заданий повышенного уровня
: Г. Ф .
сложности по предметам (б^дря-Ано);
■ .11'

. II II I ;

'

*

л

- г.з - ■' А - и. .1!.! .! .. J11

;< : 1

,

< i

оформление материалов по работе-,’с одарёнными детьми на сайте
общеобразовательной организации, стенде методической работы (диагностики, образцы
заданий, результаты олимпиад и Тщ.);, Т д
Ф>
•
руководство подготовкой[Творческихотчётов учителей, работающих с
одарёнными детьми.
■
4.7.
Функции учтелей-цредметников: i
I
I
I
выявление одарённый детей; Vj ..р: . фф-СД! .
I
________ 1 ______ L Ф J ФФ подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми;
определение кригер!
...............
рисв
эффективности работы с интеллектуально
.].. ф: ! р ■ Д ■ ; :Н1 . Т
|
'ir
одарёнными детьми; 1 ' ! h
' J ' Ifl Ф Л .1
•
подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;
•
корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными
детьми,
включение
заданий,
повышенной
сложности.
творческого,
’
’
•
’
■
4'*'
I
i
научно-исследовательского уровней; .
организация индивидуально^ работы с одарёнными детьми;
подготовка . обучающихся ... к; олимпиадам, конкурсам, викторинам.
конференциям различного уровня: .;
I
отбор и оформление в. течениедода достижений одарённых детей для
предъявления на ежегодной конференции в общеобразовательной организации;

4'фф’-.. . . .

; ■

•

if ■
I'

I'

J тФ-.Ф:

’I ! »

р'

I I

11! ГР
ISl
\ '
своего опШта': работы ф

i

оформление
одарёнными обучающимися в виде
творческого отчёта для предъявлений
.и па' Педсовете;
' совете;
•
1консультирование
рбЙщтеЙёи : одарённых детей по вопросам развития
детей;
ж'Фд Оvl
"Г
способностейй их
их детей;
!: 1
подготовка отчётов о работе с одарёнными обучающимися.
4.8.
Функции классных руководи гелей:
оформление сводной‘‘таблицы. nd* 'ййДам (областям) одарённости детей,
________
_Jj.2i._j2______ . ; I
УДиспользуя данные диагностик пёих^й'6гЬв:.; учителей-предметников, руководителей
кружков, секций, родителей, своихнабл16дёнйЙ;2
х цабл16дёнйЙ;J ;
♦
п ПЯ U1Л ППОЯ
nnnnii rn™ni . . л. 3 •
■чг.ААУ. .
к1
планированйё воспитательной работы в ..классе с учетом реализации
одарёнными детьми класса своих ёибсобнбетёйу : н'п
подготовка отчётой б работе с одарёнными обучающимися;
•
взаимосвязь -с руководителями секций, кружков и др. дополнительного
образования.
ф
у - У1 У У,
г
4.9.
Функции руководителей кружков1 и секции:
выявление одарённых
обучающихся;'.к
.
.у.
.
'
организация творческих отчётов дёЗей;
предоставление необходим'оЙЩЙфбрМйции классным руководителям;
консультирование роДгггёйей;
;■Ф,
подготовка отчётов о работе с Одарённымц детьми (в произвольной форме).
Функции родителей(За}ёбнны£’Представителей):
4.10.
’ll
раннее выявление одарённости ребенка;
создание комфортнЫх/рм'бййональ’н'ы^ условий для развития способностей
И
1 ш Г « у;у?
ё.н.тг. с :i >.. N : V 1 'i ,
ребенка;
<
' -.................. :
)||
определение социального запроса Дл'й школы;
сотрудничество в работО с ’одаренными детьми с участниками
образовательной деятельности.
I j
' •

уэдн

ГГ

3 I

.Т

ТГ ГГ . !<

Г 1 1 I: Д -г 1

I

Тё-ЦО.
; :I i ■■

ш С)У?||Ц
* i.; .н.

у’! 2.1

| !

5. Организация Занятия для одарённых детей
J..... J\, I J У

;

5.1. Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения
возможностей обучающихся в определении и развитии индивидуальных особенностей и
интересов в образовательной деятельности.
5.2. Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми —
способствовать ориентации педагогической деятельности на развитие индивидуальных
творческих способностей обучающихся. ФУ'Учд; Уфд! у
Индивидуальные Занятия не являются обязательными.
5.3.
5.4. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по образовательным
компонентам инвариантной части учебного плана, так и по предметам, выбираемым в
качестве дополнительного! образования или специализации. углубления базового
li
компонента образования.
5.5. В данном случае учителю, проводящему индивидуальные занятия, может
быть назначено денежное поощрение, в соответствии с Положением о денежном
И т;! ■ г <
‘ •
поощрении.
5.6. Использование дистанционных форм; обучения (заочных предметных
школах) и поощрения одаренности обучающихся (конкурсы, олимпиады и др.).

I

•j

6. Заключительные положения
' 1
1! У ;;
ph 'll И
,т
j ’.
sJi
■ i - Уф '
•• |Т’!' л У т Ь’ i .1 .
' ,
6.1. Настоящее Положение о работе с одаренными детьми является локальным,
нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом директора
■Г ■ ' Р';НГ:|:3 • i -У.,-Д I
...1

1 М

- Й <1- Ул'
■

У
•р
1

♦

в
Ж

•

У. 1;

Д ■ У1’1

д •
?i

I

I

I I
ifJ - и

Г г

■• '

fl

общеобразовательной организации.
pn-l; fJi?';'
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение.
оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством
' : Г|
Российской Федерации.
'■ ГТ 1т
’
х т
тт
т~т
6.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 6.1. настоящего
Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает
силу.
г.
5

4
г’ • ’

Ь|
iini;
га
»■

i t. '» ’ I .
1 !i 1 ' .

1и
[fe
Г

Ii

i 1
! j', ’

I'

i

‘

; ■■

> Г

i

шт

lj.
*

it:
' 1
li
1 !.| : <

'■ •

t

1. J ■;
nI ii : !
'.I1;f •Г
' ' ■
\ ■V

I ::
.

I '

■

h

J
!

''

N

I

I

t

I

'i'l

.л

Приложение 1

одаренного о бу чающегося
.> Д.Л; .

■

ФИО обучающегося________________ ...
__ _________________________________
Класс_______________________
(
Вид (ы) одаренности________________ ____________ __________________________________
л:п л: / 5

5 класс

7 класс
6 класс
8 класс
Углубленное изучение отдельных нр&д)м0тов (средствами урока)

9 класс

Исследовательская деятельность (указание темы работы)
Элективные курсы (названия курсов)
. у . »w.. .. .. ) it 1> . * .1 j,
.1
Социальная практика (название)

1

Дистанционное обучение (название курса)
..... 1 ■■

Обучение в заочной школе, (название школы)
Подготовка к конкурсам (названия конкурсов)
...... ............................................. .................

Участие в различных конкурсах; олимпиадах
.......... ... . ...........—- —

Дополнительное образование (кружки, секции)

Приложение к индивидуальному маршруту развития одаренного обучающегося


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».